Первый университет в Новосибирске Профессиональная психотерапевтическая лига Союз психотерапевтов и психологов Всемирный Конгресс

Научная секция Первого университета на Итоговом Конгрессе ОППЛ 1-5 ноября 2025

«Первый университет профессора Макарова» на Итоговом Конгрессе ОППЛ 2025

1-5 ноября 2025 года в центре Москвы пройдет Итоговый Конгресс Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ) — традиционное событие, которое смело можно считать главным профессиональным ориентиром для специалистов в области психотерапии, психологического консультирования и образования психологов.

Одним из центральных событий станет научная секция Первого университета профессора Виктора Викторовича Макарова, которая состоит из трех блоков:

  1. Симпозиум по полимодальной психотерапии под руководством ректора «Первого университета», профессора В.В. Макарова;
  2. Секционное заседание «Актуальные вопросы супервизии и профессионального развития психологов и психотерапевтов» председатели О.А. Приходченко, М.С. Ковалишина.
  3. Панель мастер-классов преподавателей университета, объединяющая ведущих экспертов в сфере психологического консультирования и психотерапии, председатель О.А. Приходченко.

Научная секция университета в рамках Конгресса — это пространство, где обучение психологов-консультантов и психотерапевтов выходит за рамки академического подхода и превращается в живой диалог науки, искусства и практики.

Почему это событие важно именно сейчас

Современный специалист в психотерапии сталкивается с парадоксом. С одной стороны — огромное количество методов, школ и направлений. С другой — растущая потребность клиентов в целостном подходе, интегративной психотерапии и действенном, практическом подходе к решению реальных проблем.

Полимодальная психотерапия — отечественный вариант интегративной психотерапии — становятся ответом на этот вызов. Именно поэтому Конгресс и панель мастер-классов Первого университета будут посвящены не только отдельным техникам, но и синтезу — тому, как психолог может работать на пересечении методов и при этом оставаться эффективным и этичным.

Кто получит максимум, а кто останется в стороне?

Коллеги, не посетившие Конгресс, скорее всего останутся в так называемой «зоне комфорта» уже известных им техник, рискуя отстать от динамики профессии. Они будут продолжать использовать ранее изученные инструменты и подходы, но упустят возможность интегрировать новые открытия и практики, которые уже завтра станут нормой в профессии.

А те, кто примет участие — очно или онлайн — получат доступ к широкой программе и обмену опытом с лучшими представителями профессии, где арт-терапия, работа с травмой привязанности, управление гневом, современные сексологические практики и супервизия собраны в едином образовательном пространстве. Предлагаемую информацию невозможно «прочитать в книге» или «посмотреть на бесплатном эфире» — она передаются только в живом профессиональном сообществе, где есть эмоции, поддержка, супервизия и обмен опытом.

Секционное заседание «Актуальные вопросы супервизии и профессионального развития психологов и психотерапевтов»

2 ноября 2025 года

10.00-15.55

Зал «А»

Председатели: О.А. Приходченко, М.С. Ковалишина

Специалист, заинтересованный в своем профессиональном развитии и находящийся в профессиональном сообществе, рано или поздно приходит к пониманию, что супервизия, являясь неотъемлемой частью этого процесса, качественно структурирует мышление специалиста и позволяет начать работать эффективно и осознанно, что определяет высокий уровень профессионализма. Не менее важным компонентом профессионального роста и развития нам представляется личная терапия и обучающая личная терапия, а также постоянное повышение квалификации практикующего специалиста. На секции будут представлены доклады как известных опытных, так и начинающих практиков и супервизоров, заинтересованных в управлении качеством психологической деятельности, что является потребностью как профессионального сообщества, так и всего общества в целом.

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО

Виктор Викторович Макаров

Вступительное слово

Ольга Анатольевна Приходченко

Доклады:

Супервизия в структуре Профессионального развития.

Приходченко Ольга Анатольевна — вице-президент ОППЛ, Психотерапевт единого реестра профессиональных психотерапевтов Европы, Сертифицированный супервизор ОППЛ, преподаватель международного уровня ОППЛ, председатель Комитета по супервизии СРО национальная ассоциация «Союз психотерапевтов и психологов», директор «Первого университета В.В. Макарова». (Россия, Новосибирск).

Тема уточняется.

Ирина Алексеевна Чеглова — кандидат медицинских наук, доцент, вице-президент ОППЛ. (Россия, Москва).

ПОЛИМОДАЛЬНАЯ ГРУППОВАЯ СУПЕРВИЗИЯ КАК L.U.K.A. САМООРГАНИЗУЮЩИХСЯ СИСТЕМ.

Жуков Александр Сергеевич — психолог Высшей квалификационной категории, психотерапевт единого реестра профессиональных психотерапевтов Европы, действительный член ОППЛ, сертифицированный супервизор ОППЛ, супервизор эксперт Ассоциации супервизоров и консультантов, , председатель этической комиссии саморегулируемой организации Национальная Ассоциация развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов», доцент АОРС КИП, председатель этической комиссии АОРС КИП. (Россия, Новосибирск).

В докладе рассматриваются особенности формирования и развития полимодальной групповой супервизии, как L.U.K.A. (Last Universal Common Ancestor — «Последний универсальный общий предок») самоорганизующихся систем.

Трудности, возникающие в супервизии у начинающих специалистов психологов.

Андронникова Ольга Олеговна — психолог, к.психол.н., доцент, декан факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета, член АРА, действительный член ОППЛ. (Россия, Новосибирск).

О РОЛЯХ В ЖИВОЙ СУПЕРВИЗИИ.

Сербина Людмила Николаевна — к.психол.н, психотерапевт ЕАП, Дипломант PW, член IAPOP, руководитель модальности процессно-ориентированной психологии и психотерапии в ОППЛ, международный супервизор и преподаватель ОППЛ, преподаватель Института Интегративной Психологии и Психотерапии и ICPW. (Россия, Москва).

Супервизия супервизии. Основные критерии профессионального роста.

Лях Игорь Вячеславович — врач-психотерапевт, психотерапевт единого реестра психотерапевтов Европы, сертифицированный супервизор, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги, председатель Экспертного комитета Ассоциации супервизоров и консультантов (ASC), председатель Новосибирского регионального отделения Профессиональной психотерапевтической лиги, официальный представитель центрального совета Профессиональной психотерапевтической лиги в Западной Сибири, преподаватель кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии Новосибирского государственного медицинского университета. (Россия, Новосибирск).

ВЛАСТЬ В СУПЕРВИЗИИ: ДИНАМИКА И ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС ВЛАСТЬ В СУПЕРВИЗИИ

Карасева Галина Анатольевна — клинический психолог, педагог-психолог, гипнотерапевт, действительный член ОППЛ, аккредитованный супервизор ОППЛ. Россия, Новосибирск.

СИСТЕМНАЯ ЭТИОПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ПСИХОСАМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ. СУПЕРВИЗИЯ — КАК КАТАЛИЗАТОР ПРОЦЕССА

Ефанова Татьяна Сергеевна — врач-психотерапевт, к.м.н., гипнотерапевт, психолог-консультант, действительный член ОППЛ, действительный член Национальной гильдии гипнотерапевтов (NGH), врач интегративной и антивозрастной медицины, г. Новосибирск.

ОТЦОВСКАЯ ФУНКЦИЯ СУПЕРВИЗОРА В СУПЕРВИЗИОННОЙ ГРУППЕ.

Шаканукова Лариса Тольбиевна — магистр психологии, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, ведущая психоаналитического киноклуба, член ОППЛ и ЕАРПП.(Россия, Москва).

В докладе будет рассмотрен вопрос отцовской функции супервизора в групповом процессе через теорию психоанализа.

В связи со склонностью участников демонстрировать регрессивные феномены и сопротивление, супервизору важно уделять внимание доэдипальным процессам в группе (З.Фрейд). Чтобы группу сделать работоспособной часто нужно учитывать «спонтанную бессознательную функцию стадных качеств человеческой личности» (У.Бион). Для этого ведущему необходимо установить связь между бессознательными проекциями (М.Кляйн) и сознательными целями супервизионной группы.

В некоторых случаях бывает недостаточно интерпретации групповой динамики и контейнирования тревоги в группе (материнская функция). Всплывают ситуации нарушения личных границ и отсутствие личной терапии участников. Тогда вступает в силу «закон отца» — Правила супервизионной группы. Супервизор, выполняющий отцовскую функцию, через “речь создает реальность” (Ж.Лакан) — ставя запреты, он приучает участников справляться с фрустрацией и непереносимостью.

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТИВНЫХ ТЕХНИК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИМОДАЛЬНОЙ СУПЕРВИЗИИ.

Симонова Вероника Евгеньевна — практический психолог, психолог-сексолог, сертифицированный специалист ЭОТ, действительный член Общероссийской Профессиональной Терапевтической Лиги, член ассоциации КСТ, действительный член НАБС, преподаватель и ментор международного онлайн института SMART. (Россия, Москва).

СУПЕРВИЗИЯ В МЕТОДЕ В ДПДГ. АКТУАЛЬНОЕ.

Пинаева Наталья Анатольевна — действительный член ОППЛ Преподаватель онлайн Института SMART. Автор сертификационной программы на 144 часа «Возможности метода ДПДГ в работе с эмоциональными травмами». (Россия, Пермь).

В докладе рассматривается актуальность супервизии в методе ДПДГ.

Определяются цели и задачи супервизионного процесса. Обсуждаются трудности, с которыми сталкиваются начинающие терапевты после базового обучения, включая неуверенность в применении фаз 3—6 стандартного протокола.

На примере очной и он-лайн супервизионных встреч, раскрываются особенности поэтапного сопровождения терапевта. Делается акцент на необходимости практического супервизионного пространства, в котором возможна поддержка, точечная обратная связь и укрепление терапевтической уверенности.Доклад основан на авторском опыте проведения супервизий и наблюдении динамики профессионального роста обучающихся в процессе авторских супервизионных встреч «Ставлю на крыло»

ВЛИЯНИЕ ПАССИВНОЙ АГРЕССИИ КЛИЕНТА НА РАБОТУ СУПЕРВИЗОРА, СУПЕРВИЗАНТА И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.

Турчанинова Анастасия Михайловна — практикующий телесно-ориентированный и процесс — ориентированный психолог, травматерапевт, сексолог, мифодраматист. (Россия, Екатеринбург).

Пассивная агрессия клиента, особенно усиленная его семейной системой, оказывает сильное влияние на процесс психотерапии. Несмотря на видимое сотрудничество клиента и сложившийся терапевтический альянс, у терапевта возникают переносные реакции: сильные чувства во время и после сессии, соматические реакции, ощущение в работе «вроде, все хорошо, но что-то беспокоит, что-то нераспознанное вызывает растерянность». Эти затруднения специалист приносит на супервизию. Данный доклад посвящен особенностям работы супервизора и супервизионной группы с супервизантом при разборе подобных случаев, влиянию пассивной агрессии клиента на процесс супервизирования как отражению терапевтического процесса, способам преодоления этих затруднений в работе специалиста. Особенно данный доклад будет полезен начинающим супервизорам.

ЗНАЧЕНИЕ ЭТАПА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ СУПЕРВИЗИАНТА В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОЙ ПОЛИМОДАЛЬНОЙ СУПЕРВИЗИИ.

Коликова Татьяна Сергеевна — аккредитованный супервизор, НЛП тренер, арт-терапевт, автор книг, действительный член ОППЛ и Ассоциации НЛПт. (Россия, Москва).

При рассмотрении сложного случая для супервизанта важность обратной связи после завершения процесса супервизии значительно повышается. Анализ функций обратной связи супервизанта, уменьшение потенциальной травматизации нарциссической составляющей специалиста, а также значение обратной связи в разрезе динамики групповой работы.

Мастер класс: профессиональная полимодальная супервизионная группа с дидактическим разбором.

Группу проводит супервизор Ковалишина Марина Сергеевна — клинический психолог, психотерапевт единого реестра психотерапевтов Европы, детский и семейный психолог, преподаватель международного уровня и супервизор ОППЛ, действительный член ОППЛ. (Россия, Новосибирск).

Эксперты дидактического разбора: Приходченко О. А. и спикеры секции.

Панель мастер-классов «Первого университета профессора В.В. Макарова»

3 ноября 2025 10.00 — 15.55

Председатель О.А. Приходченко — действительный член, Вице-президент и супервизор ОППЛ, психотерапевт единого европейского реестра, менеджер международного уровня ОППЛ, председатель комитета по супервизии СРО «Союз психотерапевтов и психологов», директор «Первого университета профессора В.В. Макарова»

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО

Виктор Викторович Макаров — президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и Национальной саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов», избранный президент Азиатской Федерации Психотерапии, вице-президент Всемирного Совета по Психотерапии, заведующий кафедрой психотерапии и сексологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, ректор «Первого университета В.В.Макарова», д.м.н., профессор. Москва, Россия.

Программа:

МАСТЕР-КЛАСС «ОСОЗНАННАЯ РЕТРОСПЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ: «МАСКА ОТКРОВЕНИЙ»

Лебедева Людмила Дмитриевна — доктор педагогических наук, профессор, преподаватель образовательных арт-терапевтических программ в России и за рубежом, аккредитованный специалист в области психологической и психотерапевтической деятельности в методе «Арт-терапия», почетный член Национальной ассоциации для развития арт-терапевтической науки и практики «Арт-терапевтическая ассоциация», преподаватель «Первого университета профессора В.В. Макарова». Россия, Москва

«Потеряйте голову и подойдите к чувствам» (Ф. Перлз)

Авторская арт-техника опирается на диагностический и терапевтический эффекты образного воспроизведения нарративных историй, которые оставили след в эмоциональной памяти и биографическом портрете человека.

Практика моделирует клиентскую сессию. Увлекательная и простая творческая работа — рисование «маски откровений» на газетном листе и прием «случайно найденное слово» — обеспечивают поиск нового смысла в прошедших событиях, формируют здоровые защитные механизмы, открывают позитивные пути возвращения к действительности «обновленной дорогой» творчества.

Доклад

«Роль характерологических особенностей личности при проведении гипнотических сеансов»

Калмыкова Инга Юрьевна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии и клинической психологии ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» МЗ РФ, Исполнительный директор Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ), директор СРО Национальная Ассоциация «Союз психотерапевтов и психологов» Психотерапевт единого реестра психотерапевтов Европы, Официальный преподаватель Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги международного уровня, руководитель модальности «Терапия творческим самовыражением М.Е. Бурно» Профессиональной психотерапевтической лиги. Россия, Москва.

Мастер-класс

«АРТ-ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В КЛИНИЧЕСКОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ»

Лебедев Алексей Анатольевич — врач-психотерапевт, старший преподаватель кафедры общей и клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета (ВолгГМУ), действительный член ОППЛ, почетный член Национальной ассоциации для развития арт-терапевтической науки и практики «Арт-терапевтическая ассоциация», преподаватель «Первого университета профессора В.В. Макарова». Россия, Волгоград.

На мастер классе будут рассмотрены возможности арт-психотерапии в развитии эмоционального интеллекта в клинической и образовательной практике на примере двух вариантов арт-терапевтической техники «метафорический образ чувства», предусматривающих создание и конструктивную модификацию образа отрицательного и положительного чувства. Методика подразумевает психообразовательный, творческий, интерактивный и рефлексивный аспекты психотерапевтической работы, направленной на лучшее понимание эмоциональной феноменологии и расширение ассортимента умений и навыков управления эмоциями для достижения более высокого уровня психосоциальной адаптации, в частности, для развития конструктивных копинг-стратегий и повышения качества жизни.

Доклад

«Обучение супервизоров и супервизия в обучении»

Приходченко Ольга Анатольевна — вице-президент ОППЛ, Психотерапевт единого реестра профессиональных психотерапевтов Европы, Сертифицированный супервизор ОППЛ, преподаватель международного уровня ОППЛ, председатель Комитета по супервизии СРО национальная ассоциация «Союз психотерапевтов и психологов», директор «Первого университета В.В. Макарова». (Россия, Новосибирск).

Мастер-класс

«АКТУАЛЬНЫЕ СЕКСОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАПРОСЫ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГА: ДИАГНОСТИКА И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»

Панюкова Ирина Анатольевна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии и сексологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, преподаватель и супервизор «Первого университета профессора В.В. Макарова». Россия, Москва.

Доклад

«ЖАЛОБНОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ КЛИЕНТА»

Вшивкова Ирина Владимировна — психолог-консультант, семейный и перинатальный психотерапевт, специалист по реабилитации при ПТСР, действительный член ОППЛ, преподаватель «Первого университета профессора В.В. Макарова». (Москва, Домодедово).

В докладе предлагается взглянуть на русскую жалобную традицию глазами психолога. Рассмотреть психокультурные закономерности жалобного самовыражения клиентов разного возраста. Обсудить возможности исследования жалобы как формы речи и психологической интерпретации феномена жалобы в процессе диагностики и коррекции состояний «боли», «обиды», «утраты».

Мастер-класс

«УПРАВЛЕНИЕ ГНЕВОМ»

Инвика — психолог, официальный тренер и личный терапевт международного уровня общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ), сертифицированный супервизор ОППЛ, личный терапевт-адвайзер ОППЛ, действительный член ОППЛ, аккредитованный психотерапевт СРО Национальная Ассоциация «Союз психотерапевтов и психологов», руководитель, преподаватель и супервизор Школы Криндачей (Психотерапия Взросления®, Москва), преподаватель «Первого университета профессора В.В. Макарова». Россия, Новосибирск.

Праведный гнев. Яростный гнев или беспощадный. Гнев бессилия.
Зачем он, такой разрушающий, нужен? Что значит, управлять гневом?
«Держать себя в руках» или что-то иное?. .Использую игру, сказку и весь арсенал методик Психотерапии Взросления®

Доклад

«МОДЕЛЬ КЕНЕВИН В РАБОТЕ СО СНОВИДЕНИЯМИ»

Извекова Ирина Владимировна — магистр педагогики, студентка программы подготовки тренеров процессуально-ориентированной психологии А.Минделла ISPWR, член ОППЛ, член АПОПП, маркетолог «Первого университета профессора В.В. Макарова).

В докладе предлагается применить модель Кеневин — которая делит все ситуации на кластеры от простого к сложному и даже хаотичному — к самопознанию и сновидениям. Этот подход может снизить тревогу новичков в связи с противоречивой историей развития подходов к работе со сновидениям. Но, что важнее, может «включить» интерес к исследованию — ключ к самопознанию

Мастер-класс

«БЛУЖДАЮЩИЙ НЕРВ В РАБОТЕ С ТРАВМОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ»

Донская Янина Николаевна — педагог-психолог, клинический психолог, семейный психолог, гипнолог, супервизор, действительный член ОППЛ, преподаватель «Первого университета профессора В.В. Макарова». Россия, г. Москва

Особенности работы блуждающего нерва с травмой привязанности. Основные терапевтические мишени для активации блуждающего нерва. Практические упражнения для активации блуждающего нерва в копилку психолога. Мастер-класс будет интересен для широкой аудитории, клинических психологов, кризисных психологов, нейропсихологов, педагогам-психологам, EMDR терапевтов.

Мастер-класс

«Системно-Стратегический подход в психотерапии при работе с кризисами»

Нужный Владимир Дмитриевич — врач-психотерапевт, доктор международной научной деятельности, член Международного научного совета психотерапи, коуч, ментор, мастер НЛП, действительный член ОППЛ, фициальный преподаватель и супервизор практики ОППЛ. Руководитель Пермского отделения ОППЛ.

На мастер-классе
— дается определение, философия и принципы системно-стратегического метода,
— рассматривается основной алгоритм «продвижения» и «преображения»,
— на примере работы с ресурсным разворотом кризисной трудной, болезненной, тупиковой ситуации в рост и продвижение.
— и на примере моделирования возможностей в русле системно-стратегического подхода направленная на создания нового через инсталляцию и расстановку,
— обсуждаются перспективы развития.

Кому научная секция будет особенно полезна

Три блока научной секции предназначены для:

Форматы участия

У вас есть пространство выбора! Можно приехать очно — чтобы попасть в живое профессиональное сообщество, почувствовать вдохновляющую атмосферу единомышленников, обняться с друзьями и познакомиться с новыми друзьями, почувствовать эмоции от радостной встречи, напрямую задать вопросы мастерам.

А можно присоединиться онлайн — и всё равно быть с нами, оставаясь на связи с ведущими специалистами, среди которых Виктор Викторович Макаров и преподаватели «Первого университета».

Приятный бонус! Слушатели долгосрочных программ «Первого университета» получают право посещения Конгресса с большой скидкой! Подробности у вашего менеджера курса.

Главное — не оставаться в стороне. Потому что именно такие события определяют, каким будет лицо российской психологии и психотерапии завтра.

Ваше имя *
E-mail *
Номер телефона *
Ваш вопрос *
Задать вопрос
Нажимая «Задать вопрос, вы соглашаетесь с условиями Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности.