Первый университет в Новосибирске Профессиональная психотерапевтическая лига Союз психотерапевтов и психологов Всемирный Конгресс

Что такое полимодальная психотерапия

ПОЛИМОДАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Макаров В.В.

Макаров Виктор Викторович президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и Национальной саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов», вице-президент Всемирного Совета по психотерапии, заведующий кафедрой психотерапии и клинической психологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, д.м.н., профессор. Москва, Россия

Понятие полимодальной психотерапии

Полимодальная психотерапия —вариант интегративной сложившийся в Российской Федерации, распространившийся на многие страны Европы и единственный отечественный метод психотерапии, помогающей психологии и психологического консультирования, признанный Европейской ассоциацией психотерапии, подтверждаемый Европейским и Всемирным сертификатами психотерапевта. Метод складывается с начала девяностых прошлого столетия и является результатом обобщения практики многих профессионалов. Особый вклад внесли и вносят, ведь метод постоянно развивается и совершенствуется: профессор Ю.В. Валентик, профессор А.Л. Катков, к.м.н. Галкин В.А., академик П.И. Сидоров, к.пс.н. Г.А. Макарова, Е.В. Макарова, К.В. Лыч, В.А. к.м.н. Чупрова, доцент Ю.А. Кухтенко.

Полимодальная психотерапии предназначена как для решения проблем, так и для развития клиентов и пациентов, групп, семей, стремится внести свой вклад в общество в целом. В зависимости от запроса клиентов и пациентов мы занимаемся либо их лечением, оказанием помощи, либо оказываем помощь в их развитии. Наша работа сосредоточена на помощи.

Полимодальная психотерапии многовариантна и зависит от профессионального опыта психотерапевта, помогающего психолога или психолога-консультанта. Каждый вариант полимодальной психотерапии складывается не менее чем из двух базовых методов (один из них должен носить мировоззренческий характер) и дополнений из других методов психотерапии. Причем всякое заимствование должно быть обязательно цитировано, т.е. назван источник заимствования.

Миссия полимодальной психотерапии. Помочь человеку, группе, семье, возможно обществу в целом достичь состояния базового счастья, используя все лучшие достижения современной психотерапии.

Образование в полимодальной психотерапии.Специалистами в области полимодальной психотерапии, помогающей психологии и психологического консультирования становятся те, кто получил образование путем профессиональной переподготовки в объеме более тысячи часов, на базе высшего образования, подтвержденное дипломом о профессиональной переподготовке и аккредитацией в области полимодальной психотерапии, полимодальной помогающей психологии или полимодального психологического консультирования. Образование строится в рамках четырехчастной парадигмы: личная учебная терапия и познание границ собственной личности, учебная полимодальная супервизия, практика под супервизией и основы теории. Базовый вклад в развитие полимодальной супервизии внесли Дуплищев К.Н., Жуков А.С., Лях И.В., Приходченко О.А.

Механизмы, лежащие в основе терапии и развития клиентов и пациентов

Важный механизм представляет четырехчастная биопсихосоциодуховная парадигма понимания человека, группы, семьи, возможно общества в целом.

Первая часть в этой парадигме биологическая. Это природная составляющая. В человеке она представлена телом. Тело требует внимания, за ним нужно ухаживать, оно растёт, развивается, болеет, стареет... И далеко не все болезни тела ограничиваются самим телом. Есть психосоматические расстройства, есть социальные заболевания. Да и заболевания тела протекают в зависимости от состояния других составляющих четырёхчастной парадигмы. Они очень зависят от психологического благополучия и психического состояния. Социальное самочувствие человека также влияет на его тело. И, конечно, духовное состояние во многом определяет наше биологическое благополучие. Смертность нашего тела воспринимается в качестве единственного препятствия на пути к нашему бессмертию. К счастью, продолжительность жизни человеческого тела постоянно растет, и этот рост, особенно в развитых странах, будет только увеличиваться.

Вторая часть парадигмы психологическая. Психологическая составляющая отвечает за наше психическое здоровье и психологическое благополучие. Мы располагаем интеллектом, социальным интеллектом, эмоциональным и адаптивным интеллектом. Ряд нарушений психологической составляющей проявляется через самочувствие нашего тела и его заболевания. Эти нарушения являются психосоматическими. И лечить важно как телесную, так и психологическую составляющую. Последние десятилетия характеризуются тем, что пространство психической патологии суживается, а пространство психической нормы — расширяется. Постоянно растет многообразие человеческих миров. В этой составляющей мы стремимся к психическому здоровью и психологическому благополучию.

Третья часть данной парадигмы социальная. Мы живём в обществе. И если, в первые годы жизни, человек лишён возможности постоянного общения с другими людьми, то он не развивается как человек. У него развивается только биологическая составляющая. Общество постоянно стимулирует, контролирует нас, порою навязывая свои правила. Воспитание, во многом, является социализацией, приобретением социальных норм, которым человек следует. У каждого из нас складывается и развивается социальный интеллект. В этой области есть социосоматические расстройства и социопсихические расстройства. Мы работаем и социодуховными проблемами и нарушениями. А также есть социальное благополучие, к которому мы стремимся в течение всей нашей жизни.

Четвертая же часть духовная. Как и каждая из частей, она может быть по-разному развита. Наш духовный интеллект мы называем мудростью. Конечно, духовность — понятие и очень сложное, и очень субъективное одновременно. Вместе с тем, в нашей специальности мы изначально призваны иметь дело со сложными объектами и явлениями, поскольку самой областью нашей непосредственной профессиональной деятельности является сложный и субъективный внутренний мир человека. Поэтому, желаем мы того или нет, в работе с нашими клиентами и пациентами мы призваны учитывать их духовные запросы и потребности, всё больше заниматься их духовностью.

Духовность, изучением и развитием которой мы занимаемся, относится к светскому гуманизму, включающему концепции психологии и психотерапии, духовность русской и советской интеллигенции, представления великой русской философии, нашей классической литературы, снискавшей себе признание во всем мире. Нас интересуют также достижения великих мыслителей различных религиозных школ, конфессиональные представления великих религий, духовные традиции Востока. Продвигаясь в области духовности, человек начинает интересоваться религиями и понимает, что каждая из больших религийэто целая вселенная, на познание которой можно потратить всю жизнь. Кто-то выбирает для себя одну из религий и приобщается к её институтам. Кто-то длительно изучает различные религии и приходит к своим выводам. Например, приходит к вере в Бога Единого, вечного, бесконечного, до конца непознаваемого микрокосмоса и мкрокосмоса. Его можно назвать Великим Космосом. Такой человек часто начинает разделять веру разделять веру к земным реинкарнациям Бога Единого в земных религиях: у нас в православии,христианстве, мусульманстве, буддизме, индуизме, иудаизме, джайнизме, в десятках и сотнях других земных религий.

Духовная личность понимает смысл своей жизни и смысл смерти. Насколько они связаны и неразрывны. И принимает их без страха. Причём физическая, психологическая и социальная составляющие у такого человека развиты и находятся в гармонии как друг с другом, так и с высшей — духовной — составляющей личности. Духовность позволяет выйти за пределы ограничений, налагаемых параметрами других составляющих личности, например, физических — врождённые аномалии тела и физические увечья; психологических — неуверенность, страх, тревога; социальных — стремление к власти любой ценой или автоматическому подчинению, неоправданной пассивности и др. Человек духовный руководствуется целостной системой представлений о нашем мире и своём месте в мире. Человек с выраженным преобладаем иных уровней функционирования постоянно занят борьбой с дискомфортом, который приносит переживание неудовлетворенных потребностей. Отсюда все время такого человека посвящено удовлетворению потребностей или повышению уровня своей жизни и уровня комфорта в своей жизни. И каждое повышение уровня комфорта приносит ему лишь краткосрочную радость приобретения.

Когда же мы видим нашу жизнь в её большей части, или всю целиком, мы получаем удовольствие и радость не только от переживания физиологического комфорта удовлетворённого или подавленного желания, но и от выполнения своей миссии, от продвижения к поставленной цели. Физиологическое, психологическое и социальное удовлетворение гармонирует с духовным — это обеспечивает целостный подход к личности, семье, группе, обществу в целом.

Технологии полимодальной психотерапии

В полимодальной психотерапии мы основываемся на подходах Транзактного Анализа Восточной Версии и клинической психотерапии. Это базовые модальности. Кратко опишем только некоторые принципиальные подходы. Начнем с фиксированных эмоциональных установок. Здесь ограничимся только четырьмя из них.

«Я не благополучен — Вы благополучны»

Человек в нашей стране рождается обычно в недоброжелательной обстановке стандартного государственного учреждения, что, конечно, отражается на его дальнейшем развитии. Матери в муках удалось родить ребенка. И безразличные люди тут же уносят его от нее. Часто надолго. И теперь от них зависит, когда же он снова попадет к маме, как его будут кормить и пеленать, в какой температурной среде он будет находиться, да и какие процедуры, лекарства и инъекции будут ему назначены.

У такого ребенка формируется ощущение заброшенности, беспомощности и собственной ненужности. Он оценивает себя: «Я не благополучен». А окружающие, от которых он полностью зависит и которые представляются ему огромными всесильными фигурами, — благополучны.

Так весьма часто в первые дни жизни у детей, рожденных в нашей стране, формируется установка «Я не благополучен — Вы благополучны».

Фиксированная эмоциональная позиция, сформировавшись, должна подтверждаться. И этого не приходится долго ждать.

Каждый человек имеет свой опыт, связанный с недостатком любви в детстве. Обиды и унижения детства ограничивают нашу свободу и резко уменьшают возможности выбора.

Ребенок начинает ходить. Он очень неловок, падает, разбивает посуду, портит вещи. Он неуклюж и вызывает насмешки. Его часто наказывают.

Человек с негативным образом собственного «Я» отягощен происходящими событиями и принимает на себя вину за них. Он недостаточно уверен в себе, не претендует на успех и результат. Низко оценивает свой труд. Отказывается брать на себя инициативу и ответственность, подвержен стрессам и часто болеет. Причем заболевания развиваются медленно, протекают вяло, период выздоровления затягивается на длительное время.

Важно отметить, что большинство членов нашего общества всю жизнь несет в себе фиксированную эмоциональную установку «Я не благополучен — Вы благополучны». Мы их встречаем постоянно и повсюду. Им живется тяжело и грустно. Они оказывают влияние на окружающих, и нам вместе с ними нелегко. «Я предполагаю, что Вы знаете (умеете, сделаете), а я нет» — их тезис. Уход, депрессия — их стратегия. Пассивность — их социальная позиция.

«Я не благополучен — Вы не благополучны»

Такой человек недостаточно энергичен; он, скорее, апатичен, склонен к подавленности, пассивной враждебности к себе и другим. Не способен проявлять настойчивость. Его постоянно преследуют неудачи, и он свыкся с этим. Ему не свойствен творческий подход к работе и вообще к жизни.

С его точки зрения, он не заслуживает положительной оценки и похвал. Более того, он их не воспринимает или даже не слышит. Он мрачен, ироничен, труден в общении. Его пассивность в конце концов формирует отрицательное отношение к нему окружающих. Своей неопрятной, скандализирующей одеждой, внешностью, запахом, исходящим от одежды и тела, он постоянно заявляет: «Со мной все не в порядке — С вами все не в порядке».

Это позиция безнадежного отчаяния, когда жизнь бесполезна и полна разочарований. Человек бессилен, и другие не могут помочь ему. Остается опуститься на дно и ждать кончины.

Следующая установка не столь пессимистична. И все же ее носители доставляют множество забот и неудобств окружающим. Она формулируется следующим образом: «Я благополучен — Вы не благополучны».

«Я благополучен — Вы не благополучны»

Это установка надменного превосходства. Такой человек сообщает себе и миру: «Со мной все в порядке — с вами все не в порядке». Он выглядит чванливым и самодовольным. В какой бы деятельности он ни участвовал, всегда преувеличивает свою роль, свой вклад в общий результат.

Такой человек стремится выделяться и собственной одеждой, и маркой автомобиля. Он любит униформы, специальные фасоны, все экзотическое, необычное, эксклюзивное.

Типичные для данной эмоциональной установки формы патологии: гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, инфаркт миокарда, геморрагический инсульт, истерия со всем разнообразием ее клинических проявлений.

Его девизы — «Меня это не заботит, это ваши проблемы!» или «Я лучше знаю, что тебе нужно». Стратегия — разрушение, уничтожение, избавление. Социальные позиции, роли — революционер, участник общественных кампаний, борец за правду.

И только одна экзистенциальная позиция является обычно осознаваемой и может быть сформулирована ее носителем.

«Я благополучен — Вы благополучны»

Это оптимистическая установка человека, считающего: «Я благополучен — Мир благополучен», «у меня все хорошо — в мире все хорошо».

Такой человек поддерживает добрые отношения с окружающими. Он принят другими людьми, отзывчив, вызывает доверие, доверяет другим и уверен в себе. Готов жить в изменяющемся мире. Он внутренне свободен и, по возможности, избегает конфликтов. Зачастую старается не растрачивать время на борьбу с самим собой или с кем-то из окружающих.

Это фиксированная эмоциональная установка удачливой, здоровой личности. Такой человек своим поведением, отношениями с другими людьми, всем образом жизни сообщает: «Со мной все в порядке — с вами все в порядке».

Люди с установкой благополучия обычно соматически здоровы или страдают заболеваниями, которые не обнаруживают психологического генеза.

Их девиз — «Здоровье, благополучие, процветание!». Их стратегия — сотрудничество, развитие. Их социальные роли — партнёр, победитель, удачник.

Раскодирование содержания позиции и замена отдельных ее фрагментов благополучными могут вести к изменению экзистенциальной установки. Этот процесс проходит поэтапно, через ряд промежуточных позиций. В этом состоит один из принятых путей психотерапевтического изменения преобладающей фиксированной эмоциональной установки.

Воспитание — это процесс формирования определенной жизненной позиции. А психотерапия — это расширение позиции благополучия.

В работе мы используем три подхода к основным жизненным позициям.

Один из трех популярных подходов к основным жизненным позициям получил название двоичных установок благополучия.

Во втором, несколько усложненном варианте могут быть рассмотрены девять троичных установок благополучия. Это варианты тройственных позиций: Я — Ты — Они.

В третьем подходе также выделяются три уровня благополучия. И каждый из них в свою очередь подразделяется на три. Таким образом, каждый человек может поставить себя на одну из девяти ступенек воображаемой лестницы. И если первый подход больше дает для понимания собственной фиксированной эмоциональной установки, то в третьем подходе больше возможностей для внесения в нее конкретных изменений.

Остановимся подробнее на этом, третьем подходе.

Удачники, середняки, неудачники

Выделяются три, обозначенных выше, уровня экзистенциальных установок: неудачники, середняки и удачники. В свою очередь, в каждом из уровней можно обнаружить три подуровня.

В группе неудачников мы различаем: неудачника III степени — абсолютного, или лягушку; неудачника II степени — полного неудачника, и неудачника I степени — слабого неудачника.

Среди середняков: середняка III степени — слабого середняка, коекакера; середняка II степени — полного середняка, покрайнемерщика; середняка I степени — крепкого середняка, малоудачника.

Среди удачников: удачника III степени — слабого, хрупкого удачника; удачника II степени — полного удачника; удачника I степени — абсолютного удачника, принца.

В анализе личность человека на первом уровне подразделяется на три части или три эго-состояния. Ещё их называют субличностями. Выделяется Родительскоесостояние, Взрослоесостояние и Детскоесостояние. Каждая часть представляет собой способ проявления нашей личности, совокупность связанных друг с другом моделей поведения, мыслей, чувств и желаний.

Структурные аспекты эго-состояний

Родительское состояние

Родительское состояние представляет собой в основном внешнюю, авторитарную реальность детских лет человека, запечатленную в психике. Его основные функции состоят в сохранении традиций, сбережении опыта прежних поколений. Оно является хранителем этических норм, морали. Это чужие, внешние ценности, принятые добровольно или под давлением воспитания, или из любви к родителям. Человек может принять эти ценности, «переварить и усвоить» и пользоваться как своими всю жизнь. А может мучиться, боясь наказания от уже давно потерявших свою власть значимых в детстве фигур. А может следовать этим ценностям из любви, совершая подвиги против себя и воздвигая памятники любви бывшим кумирам.

Родительское состояние ответственно за автоматические решения и действия, когда не нужно или нет времени думать. У этого состояния есть мнения и решения на все случаи жизни. Уверенность Родительского состояния успокаивает человека. Хорошо сформированное Родительское состояние позволяет эффективно действовать в качестве родителей своих детей. Это состояние несет в себе родительские инстинкты. Его достаточно легко распознать.

Родительское состояние стремится доминировать и подавлять другие состояния. Ведь оно несет в себе мудрость поколений и поэтому считает, что все знает. Чем менее развита личность человека, тем больше ему это удается. И если представить, что Родительское состояние целиком заполняет всю психику, полностью подавляя другие состояния, то такой человек будет отличаться следующим.

Такой человек хорошо адаптируется в традиционном обществе и совершенно беспомощен в эпоху перемен. Эти люди желают друг другу: «Не дай тебе Бог жить в эпоху перемен!». Эта древняя китайская пословица особо любима ими.

Самым частым вариантом их приспособления является попытка оставаться в старом, стабильном обществе, создавая для себя специальную нишу. И пусть все труднее удерживаться в прошлом, и пусть все больше усилий необходимо для сохранения достигнутого — они идут на все издержки, преодолевают все преграды.

Взрослое состояние

Каждый из нас постоянно получает, накапливает, обрабатывает и хранит информацию из внешнего мира, собственного организма, собственной психики. Мыслит и принимает решения в соответствии с поступившей информацией, приспосабливается к изменяющемуся миру.

И все это делается с помощью части психики, получившей наименование Взрослого состояния или просто Взрослого.

Кроме того, развитое и компетентное Взрослое состояние может стать координатором, осуществляющим посредничество между другими составляющими психики человека. Чаще всего это достигается при помощи специальной психотерапии.

Именно Взрослое и только Взрослое состояние технологично. Оно отвечает за то, как достичь поставленной цели, как добиться желаемого результата.

Кроме Родительского и Взрослого есть еще Детское состояние.

Детское состояние

Каждый человек прежде был ребенком, и все мы родом из детства.

Детское состояние представляет собой зафиксировавшуюся внутреннюю реальность детства каждого человека. Его желания, стремления, страхи, радости, удовольствия, чаяния и заблуждения. И многое другое, что заполняло психическую жизнь ребенка. Его функции: опрометчивые поступки, порывы, любопытство, чувства и эмоции, интуитивное творчество.

К Детскому состоянию относятся и основные влечения человека: пищевое, половое, самосохранение. Поскольку ранние реакции человека на внешний и внутренний мир не могут быть выражены в словах, а выражаются мимикой, движениями, вегетативными и соматическими проявлениями, постольку именно эти проявления особенно важны для понимания Детского состояния.

Сегодня особенно важна адаптивность и гибкость личности. Осознанная адаптивность — функция, в основном, Взрослого состояния. Она требует осторожности, дипломатичности, терпимости. Гибкость — это способность пожертвовать частью своих ожиданий, довольствоваться менее полным их удовлетворением. Часто с тем, чтобы в последующем получить всё сполна.

Адаптивный и гибкий человек достигает своих целей, принимая взвешенные решения и планируя будущее, обдуманно и точно делая в настоящем то, что нужно для реализации своих планов. Он может позволить себе быть мягким и терпеливым. Он умеет вовремя реагировать на внезапные изменения ситуации. Он знает свои возможности и осознанно использует ресурсы всех своих эго-состояний.

И все мы постоянно переходим из одного состояния в другое.

Впрочем, люди предпочитают определенные состояния. Одни люди много времени находятся в Родительском состоянии, другие — во Взрослом, третьи — в Детском. Каждое состояние приносит свои плоды, свои эмоции и чувства, приятные переживания.

Большое значение имеет анализ взаимодействий. Выделяют семь типов взаимодействий.

Уход в себя

Уход в себя характеризуется наличием стимула и отсутствием ответа на данный стимул. Стимул может быть различным, как вербальным, так и невербальным. А если ответа нет совсем, то, по сути дела, взаимодействие не состоялось. Есть только половина взаимодействия. 

Ритуал

Это стереотипная серия простых, дополнительных, заданных внешними обстоятельствами и контролируемых Родительскими состояниями взаимодействий. Элементарная составляющая ритуала — поглаживание или пинок. Ритуал — это знак взаимного признания.Он может быть простым и состоять из двух поглаживаний. Например, при встрече два человека сказали друг другу по одному слову: «Привет» — «Привет». То есть выразили взаимное узнавание и признание на социальном уровне.Итак, ритуалы — это социальные обряды, где все пришли к соглашению делать одно и то же. Это очень надежное взаимодействие, позволяющее сохранить дистанцию, не вовлекаться в личностно значимое общение, избегать обязательств. Они структурируют время и позволяют человеку сохранять свой образ.

Времяпрепровождение, или развлечение

Это серия простых дополнительных взаимодействий, сгруппированных вокруг одной темы с целью структурирования определенного интервала времени. Начало и конец развлечения обозначаются ритуалами. Функция развлечений — это социальное зондирование, когда поиск знакомств, связей, информации не отягощен обязательствами. Развлечения обычно содержат в себе поглаживания, и каждый участник способен получить максимальный выигрыш.

Операция и процедура

Две этих формы взаимодействия описываются как деятельность. Онанаправлена на достижение конкретного, заранее определенного результата, и при процедурах осуществляется из Взрослого состояния личности, тогда как при операциях может производиться с вовлечением всех трёх субличностей.

Психологические игры

Существует несколько определений игр. Так, под играми понимается продолжительный ряд действий с определенной скрытой целью, движущихся к определенному, предсказуемому исходу. Или последовательность действий, часто заученных, на первый взгляд, очевидных, но со скрытой мотивацией, называется игрой. А вот и более подробное определение, содержащее формулу игры: игрой называются взаимодействия, содержащие слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. Каждое действие в них сопровождается определенными чувствами. Более того, ради получения чувств часто и совершаются действия игры. Игра — это цикл манипулятивных взаимодействий, неосознанно направляемых человеком на переживание привычных эмоций и ощущений с целью подтверждения ранее избранной жизненной позиции (фиксированной эмоциональной установки) и организации своей судьбы. Результат игрового поведения — это предлог для искомых переживаний, что прямо противоположно тому, что наблюдается при деятельности, сознательно предпринимаемой для удовлетворения конкретных биологических, социальных или духовных потребностей человека. Игры бессознательны хотя бы для одной стороны. Игры обязательно предполагают ложь, вот почему они так широко распространены в мире, где ложь встречается чаще правды.

Близость

Близость— это свободный от игр и эксплуатации, искренний обмен чувствами, который исключает извлечение меркантильной выгоды. Во время близости не бывает скрытых целей, отложенных взаимодействий, и мы свободны от жесткой внутренней и внешней цензуры. Мы прямо и откровенно высказываем друг другу свои истинные, аутентичные чувства и желания. Мы открыты друг другу. Искренность — необходимое условие близости. Близость представляется необходимой составляющей любви. Самый важный и значимый для нашей жизни результат может дать именно близость. По мере усложнения форм взаимодействия и восхождения от изолированной замкнутости к близости возрастает степень психологического риска общения, увеличивается непредсказуемость поглаживаний — с одной стороны. И увеличивается возможность достижения незаурядного результата.

Поглаживания, пинки, взаимодействия без чувств

Исследования показывают, что у большинства людей не сформировались внутренние резервы хорошего отношения к себе. А кто не любит себя, вряд ли способен любить других. Самоуважение, любовь к себе формируются путем накопления фактов признания своих достоинств, результатов, заслуг. На языке анализа единицу признания или просто узнавания называют поглаживанием. Точнее, когда эта единица вызывает положительные эмоции. Когда же она вызывает отрицательные эмоции — это мы называем пинком. Когда же во взаимодействии нет узнавания или эмоций, мы называем это взаимодействием без чувств, или безразличным. Каждое взаимодействие людей содержит поглаживания, пинки или безразличие (взаимодействия без чувств). Можно уверенно сказать, что наша жизнь протекает в пинках и поглаживаниях. Именно они дают нам энергию для свершений. Они составляют наш банк поглаживаний и пинков. А этот банк во многом определяет нашу самооценку и самоуважение. Более того, наш внутренний потенциал. И, следовательно, возможность претендовать и действовать во многом зависит от качества и количества средств, вложенных нами в этот банк. Самое неприятное и плохо переносимое нами взаимодействие — взаимодействие без чувств, безразличие. Когда нет достаточного притока чувств, личность человека просто перестает развиваться.

Одним людям больше энергии дают поглаживания, другим — пинки. И все же можно заключить, что ценность поглаживаний выше. Ведь мы много раз можем обращаться к поглаживанию, брать его энергию. Безразличие — отсутствие ответа на предложение общаться — игнорирование чувств, желаний, страхов и самого существования партнера. Пожалуй, безразличие травмирует больше, чем пинок. Отсутствие стимулов приводит к умиранию, угасанию, потере жизненной энергии. Женщины, дети и старики наиболее чувствительны к безразличию. Многие люди могут сказать: «Я хочу, чтобы меня любили. Я готов принять и отрицательное отношение ко мне. Но для меня непереносимо безразличие окружающих».

Одно из наиболее важных терапевтических начинаний в анализе состоит в создании достаточного для полноценной жизни банка поглаживаний.

Чем более высокие цели ставит перед собой человек, чем большее сопротивление окружающих испытывает он на своем жизненном пути — тем больший банк поглаживаний необходим ему для достижения поставленных целей. Человек с маленьким банком поглаживаний не способен быть самостоятельной, творческой личностью. Такие люди могут быть лишь исполнителями, активность и результативность которых постоянно направляется и подкрепляется пинками и поглаживаниями.

Достаточное число поглаживаний в детстве способствует формированию сценария победителя. Этому вовсе не способствовало советское воспитание с гневным осуждением «зазнайства». Последнее видели в каждой претензии на успех, на результат по уровню выше среднего.

Важнейшей изучаемой темой являются сценарии жизни.

Свой жизненный цикл проживают не только люди, но и семьи, группы, организации, города, государства, культуры, вся планета.Неосознаваемый план жизни получил название жизненного сценария. Жизнь каждой личности — это единственная в своем роде драма, которая испытывает влияние более широких сценариев: семейных, учрежденческих, районных, городских, региональных, государственных. Взаимодействие жизненных сценариев влияет на жизнь каждого человека и в результате развертывается в историю народов.

Сценарий представлен в форме драмы с началом, серединой и концом. В нашей стране в результате кардинальных изменений, приведших у большинства жителей к трансформации их личности во всех аспектах биопсихосоциодуховной организации, завершились или прервались сценарии их жизни. И перед ними открылись две перспективы: жить, постоянно принимая автономные решения или создать новый сценарий персонального будущего.

Сценарий персонального будущего. Вы живёте по сценариям, которые создали для вас другие люди, возможно в другой стране, в другое время. Может быть один или несколько ваших сценариев уже завершились? Мы помним, что сценарий — это неосознаваемый план нашей жизни. И вот теперь перед нами увлекательная задача — создать такой план или несколько планов. Только теперь вы сами сделаете это вполне осознаваемо. Затем заполните новым сценарием всю вашу психику. Ваше осознаваемое психологическое пространство, ваше бессознательное. И будете реализовывать ваши сценарии, сосредоточившись на них. А значит — сознательно и бессознательно.

Это только часть, важная часть применяемых в полимодальной психотерапии механизмов.

Из клинической психотерапии мы используем принятую в стране классификацию болезней, при необходимости назначаем лекарственные препараты, рекомендуем биодобавки.

Процесс терапевтического взаимодействия в полимодальной психотерапии

Интервью в психотерапии

Психотерапевтическое интервью —базовый инструмент полимо-дальной психотерапии.Интервью в психотерапии — это прежде всего метод взаимодействия, часто основной набор технологий полимодальной психотерапии. Даже занимаясь диагностикой, мы, прежде всего интересуемся внутренним, субъективным миром пациента. И основной, главный результат интервью состоит в его терапевтическом эффекте, в разрешении проблем и улучшении состояния пациента, уменьшении его страданий.Интервью проводится на каждой встрече.

Наши взаимодействия осуществляются на вербальном, эмоцио-нальном, энергетическом, резонансном уровнях. Есть и более глубокие взаимодействия.

Эмоции изменяют и мышление, и память, и умозаключения, и интеллект, и уровень сознания. Важно создать у себя позитивное эмоциональное состояние. Важен постоянный мониторинг нашего эмоционального состояния и эмоционального состояния клиента.

Технология присоединения, подстройки.Каждая встреча начинается с присоединения, подстройки между терапевтом и клиентом. Зеркаля клиента, терапевт подстраивается к позе, дыханию, мимике, пантомимике, громкости и тембру голоса, лексике клиента. Осознав подстройку и проведя её проверку, ведет клиента к оптимальному терапевтическому альянсу.

Технология слушания. Мы располагаем клиента в пространстве нашего кабинета, чтобы ему было комфортно. И сообщаем, что слушаем его, наблюдая за мимикой, пантомимикой, лексикой.

Задавание вопросов. Важно, чтобы вопросов было как можно меньше. Выделяются открытые, полузакрытые, закрытые вопросы, вопросы-меню, вопросы-фильтры, круговые вопросы.Сначала мы работаем открытыми вопросами, затем переходим к полузакрытым, потом, если клиент не слишком разговорчив, переходим к вопросам-меню, вопросам-фильтрам. Закрытые вопросы— часто альтернативные (да-нет). Круговые вопросы.

Технология молчания.Очень важная технология. Это технология, когда одновременно слушают оба участника беседы. В интервью тишина и молчание всегда наполнены смыслом. В это время никто не отвлекает партнеров от возможностей почувствовать друг друга, осмыслить происходящее. Тишина и молчание во время начала, середины и окончания беседы могут иметь разный смысл и значение. Важно отметить, что собеседник, прерывающий молчание, берет на себя ответственность за заполнение тишины словами.

Отражение чувств. Интенсивно переживаемые чувства взрывают и дезорганизуют весь внутренний мир, не давая полноценно функционировать во внешнем мире. Поэтому одна из важнейших целей интервью — помочь собеседнику выразить негативные чувства, отреагировать их. Мы сами маркируем эти чувства, в мире нет ничего положительного и отрицательного. Это все просто происходит. Мы же говорим, что есть слезы горя, слезы радости.

Технология самораскрытия.Возможно использование вашего самораскрытия со свойственной вам эмоциональностью, искренностью, спонтанностью. Раскрытие вашего опыта и чувств увеличивает доверие, способствует эмоциональному самовыражению собеседника.

Косвенные сообщения.Данная сборная техника включает в себя и рассказывание историй, и использование метафор, и вставленные в текст сообщения. Косвенные сообщения направлены на обнаружение и активизацию ресурсов, на активизацию трансовых состояний, на проецирование пациентом на них своих переживаний, в том числе нераскрытых и даже неосознаваемых.

Технологии работы с проблемами

Технологии интериоризации проблемы. В начале работы очень важно использовать технику интериоризации проблемы — сведение проблемы к внутриличностной.Иногда можно просто просить вместо «мы» использовать местоимение «я». «Мы такие пассивные, но я не пассивный». За расширением проблемы за пределы личности люди часто прячутся. Сводя проблему к внутриличностной, мы показываем собеседнику, подводим его к пониманию того, что развитие и закрепление проблемы и выход из неё зависит только от него, а не от социальных, исторических и других внешних факторов среды и общества. Просим пациента заменять «мы», «наши», но «я», «моё». При самом разделении внешней и внутренней реальности человек чаще всего предпринимает поиск активного выхода из проблемной ситуации.

Противоположной по содержанию техникой является отделение проблемы от личности собеседника. Мы показываем чуждость и чужеродность для него данной проблемы. Это чужая проблема, и отторжение не приведёт к каким-то потерям, но явятся лишь приобретением.

Упрощение проблемы. Часто бывает важно взглянуть на проблему максимально просто, выделить содержательное ядро, отбросить всё элективное, второстепенное, необязательное. Тогда собеседник осознает, понимает и чувствует, что проблема не столь глобальная, и даже не столь значительна, как это раньше представлялось.

Доведение проблемы до ее завершения. Этот подход состоит в том, что в воображении собеседника проигрываются различные варианты разрешения проблемы путём ее доведения до полного завершения.

Доведение проблемы до абсурда. Важно показать проблему как нелепую, а действия людей — как вызывающие смех. Так, чтобы собеседник сам начал смеяться над ней и над собой.

И ещё много технологий интервью избирательно используются при каждой встрече с клиентом или пациентом.

Дополнительно структурировать наши взаимодействия позволяют разработанные нами терапевтические опросники. Для формализации результатов и оценки динамики состояния мы применяем семибалльную шкалу обработки полученных результатов. Из арсенала опросников можно назвать: опросник самооценки, скрининг состояния счастья, опросник пути к счастью…

Терапевтические контракты

Когда впервые встречаются два незнакомца — клиент и терапевт, у каждого существуют определенные намерения. Клиент проверяет навыки терапевта, тестируя его на профессионализм и на роли в своем сценарии. Клиент обычно имеет желание на изменение, одновременно стараясь оставаться в рамках своего сценария, не изменяясь, а иногда даже усиливая его. Он приглашает терапевта принять участие в этом сложном процессе. Опытный терапевт на этом этапе взаимодействия скорее разовьет интерес к изменению, нежели погасит его. Эти две фазы контракта (намерения и взаимный интерес) можно описать как установление контакта между клиентом и терапевтом.

При проведении терапии существуют два обязательных договора: лечебный (клинический, терапевтический) и организационный (административный, деловой, или бизнес-контракт).

Деловой договор представляет собой соглашение между терапевтом и клиентом относительно платы, организационных вопросов их совместной деятельности (где, как часто и какая продолжительность встреч).

В лечебном контракте клиент четко определяет, каких изменений он желает добиться и указывает, что он планирует сделать для их достижения. Терапевт выражает готовность работать с клиентом для достижения поставленных целей и определяет свой вклад в этот процесс.

Широко применяя практику саморегуляции «Океан», мы используем множество ее вариантов как с целями релаксации, так и для тонизации. Основная ступень практики состоит из дыхательных упражнений, заимствованных нами в Индии и русифицированных, медитативное или тонизирующее погружение в глубину нашего сознания, произнесение лечебных или профилактических формул. На высшей терапевтической ступени добавляется современный гипноз.

Структурирование процесса терапии, этапы

На первой встрече мы строим терапевтический контакт и приступаем к созданию терапевтического альянса. Здесь используются технологии присоединения или подстройки. Другие технологии психотерапевтического интервью. Выясняется запрос или запросы клиента. Заключается устный или письменный терапевтический договор.

С учетом того, что запрос клиента ко второй встрече может измениться и часто меняется, договор может быть перезаключен. В полимодальной психотерапии мы предпочитаем работать короткими договорами. Закрыв уже выполненный договор, можем заключать следующий. На каждой встрече мы даем клиенту домашнее задание и каждую следующую встречу начинаем с обсуждения его выполнения. Обучив клиента практике саморегуляции «Океан», просим выполнять практику не менее двух раз в день. Это приводит к тому, что каждый день наш клиент находится в терапии. Конечным этапом терапии является достижение клиентом базового состояния счастья и пребывание в нем в течение максимально длительного времени.

Конечная цель терапии

Метод ориентируется на запросы клиентов и пациентов, является договорным методом. Следовательно, целью терапии является разрешение обозначенных проблем, достижение поставленных целей в развитии человека, группы, семьи, возможно общества в целом. Генеральной целью работы является достижение и постоянное пребывание в базовом состоянии счастья.

Литература

  1. Блюм Джеральд Психоаналитические теории личности / Пер. с англ. А.Б. Хавина.—М.: Академический Проект; Культура, 2009.—222 с.— (Психотерапевтические технологии под редакцией проф. В.В. Макарова).
  2. Берн Э. Игры в которые играют люди: психология человеческих отношений / Пер. с англ. А.И. Федорова,под ред. проф. В.В. Макарова. — Красноярск, 1994. — 171 с.
  3. Бузик О.Ж., Шувалов А.В. Вечные спутники: творчество и алкоголизм /под ред. проф. В.В. Макарова.—М.: Институт консультирования и системных решений. Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2015.—264 с.—ил.
  4. Бузик О.Ж., Шувалов А.В. Вечные спутники: Творчество и Шизофрения /под ред. проф. В.В. Макарова.—М.: Институт консультирования и системных решений. Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2016.—320 с.—ил.
  5. Бузик О.Ж., Шувалов А.В. Вечные спутники: творчество и аффективные расстройства /под ред. проф. В.В. Макарова.—М.: Институт консультирования и системных решений. Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2017.—304 с.—ил.
  6. Бузик О.Ж., Шувалов А.В. Вечные спутники: Творчество и расстройство личности /под ред. проф. В.В. Макарова.—М.: Институт консультирования и системных решений. Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2018.—384 с.—ил.
  7. Бурно М.Е. О характерах людей /под ред. проф. В.В. Макарова.—Изд. 7-е испр. с доп.—М.: Институт консультирования и системных решений. Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2019.—592 с.
  8. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением /под ред. проф. В.В. Макарова.—3-е изд., испр. и доп.—М.: Академический Проект, 2006.—432 с.+32 с. цв. вкл.
  9. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением (отечественный клинический психотерапевтический метод).—4-е изд., и доп.—М.: Академический Проект; Альма Матер, 2012.—487 с. с ил.— (Психотерапевтические технологии под ред. проф. В.В. Макарова).
  10. Бурно М.Е. Терапия творчеством и алкоголизм. О предупреждении и лечении алкоголизма творческими занятиями, исходя из особенностей характера /под ред. проф. В.В. Макарова.—М.: Институт консультирования и системных решений. Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2016.—632 с.
  11. Бурно М.Е. Клинический театр-сообщество в психиатрии/под ред. проф. В.В. Макарова-М.: Академический Проект; Альма Матер, 2009.—719 с.
  12. Бурно М.Е. Целебные крохи воспоминаний /под ред. проф. В.В. Макарова. — М.: Институт консультирования и системных решений. Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2013.—552 с.
  13. Бурно М.Е, Канарш Г.Ю. Психотерапия здоровых. Психотерапия в России /под ред. проф. В.В. Макарова.—М.: Институт консультирования и системных решений. Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2015.—744 с.
  14. Бурно М.Е. Краткосрочная терапия творческим самовыражением в (метод М.Е. Бурно) в психиатрии /под ред. проф. В.В. Макарова.—М.: Институт консультирования и системных решений. Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2015.—240 с.
  15. Бурно М.Е., Калмыкова И.Ю. Практикум по терапии творческим самовыражением (М.Е. Бурно) /под ред. проф. В.В. Макарова.—М.: Институт консультирования и системных решений. Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2018.—200 с.
  16. Бурно М.Е., Калмыкова И.Ю. Групповые психотерапевтические занятия с тревожно-депрессивными пациентами в терапии творческим самовыражением. Учебное пособие-практикум / под ред. проф. В.В. Макарова.—М.: ГБОУ ДПО РМАПО, 2013.—53 с.
  17. Бурно М.Е., Калмыкова И.Ю. Три психотерапевтических занятия в группе творческого самовыражения с тревожно-депрессивными расстройствами. Учебное пособие-практикум /под ред. проф. В.В. Макарова.—М.: ГБОУ ДПО РМАПО, 2015.—30 с.
  18. Гиндин В.П. Светлый сон Аббата Фариа /под ред. проф. В.В. Макарова.—М.: ПЕР СЭ, 2003 — 220 с.
  19. Джонс Вэнн, Стюард Иан Личностные адаптации. Пер с англ. Дмитрия Касьянова.—СПб: Метанойя, 2019.—463 с.
  20. Дружинин В.Н. Психология семьи / под ред. проф. В.В. Макарова. — 3-е изд., испр. и доп.— Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 208 с.
  21. Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д Карвасарского, С. Ледера. — М.: Медицина, 1990.—384 с.
  22. Егоров Б.Е Российский клинический психоанализ — новая школа /под ред. проф. В.В. Макарова. — М.: Академический проект, ОППЛ; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. — 598 с.
  23. Кама Сутра Священный трактат о любви. — Красноярское книжное издательство, 1990. Тираж 2 миллиона экземпляров.
  24. Каннабих Ю.В. История психиатрии. М. академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2012. — 426 с.— (Психотерапевтические технологии под ред. Проф. В.В. Макарова).
  25. Ключников С.Ю. Счастливая семья, как её создать и укрепить /под ред. проф. В.В. Макарова. — М.: Беловодье, 2013. — 320 с.
  26. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. — М.: Медицина, 1985. — 304 с.
  27. Карвасарский Б.Д. (редактор) Психотерапия. Учебник для ВУЗов, Изд 2. — СПб, 2002. — 420 с.
  28. Карвасарский Б.Д. (редактор) Психотерапевтическая энциклопедия, изд 3. — СПб, 2016. — 780 с.
  29. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Аддиктология: настольная книга / под ред. проф. В.В. Макарова. — М.: Институт консультирования и системных решений, Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2012. — 536 с.
  30. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Интимность. — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2012. — 239 с.— (Психотерапевтические технологии под ред. Проф. В.В. Макарова).
  31. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Проституция: психология, психотерапия /под ред. проф. В.В. Макарова. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2013. — 248 с.
  32. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Сексуальность в постсовременном мире /под ред. проф. В.В. Макарова. — М.: Академический Проект; Культура, 2011. — 326 с.— (Психотерапевтические технологии под ред. Проф. В.В. Макарова).
  33. Короленко. Ц.П. Психодинамическая психотерапия трудных клиентов /под ред. проф. В.В. Макарова. — М.: Институт консультирования и системных решений, Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига, 2016. — 208 с.
  34. Короленко Ц.П. Личность в мегаполисе /под ред. проф. В.В. Макарова. — М.: Институт консультирования и системных решений, Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига, 2014. — 288 с.
  35. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия /под ред. проф. В.В. Макарова. — М.: Академический проект, 2000. — 460 с.
  36. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия/под ред. проф. В.В. Макарова. — М.: «Академический проект», 2002. — 528 с.
  37. Лаврова Н.М. Медиация /под ред. проф. В.В. Макарова. — М.: Институт консультирования и системных решений, Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2013. — 224 с.
  38. Линде Н.Д. Психологические сутры. — М.: Беловодье, 2013. — 256 с.
  39. Макаров В.В. Психотерапия: избранные лекции по полимодальной психотерапии — Москва: Институт консультирования и системных решений. 2024. — 316 с.
  40. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. — Москва: Институт консультирования и системных решений. 2020. — 448 с.
  41. Макаров В.В., Кухтенко Ю.А. Модификация практики «Океан» для врачей, страдающих синдромом эмоционального (профессионального) Выгорания. Полимодальная групповая психотерапия синдрома. — М.: ФГБОУ ДПО РМАПО,2016. — 55 с.
  42. Макаров В.В. Психотерапия каждого дня и всей жизни. — Профессиональная психотерапевтическая лига, М., 2001. — 191 с.
  43. Макаров В. В. Экспедиция души. — М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. — 191 с.— (Психотерапевтические технологии под ред. проф. В.В. Макарова).
  44. Макарова Г.А., Макаров В.В. Сценарии персонального будущего в карьере и жизни. — 2-е изд. — М.: Академический Проект, 2013. —244 с.— (Психотерапевтические технологии под ред. проф. В.В. Макарова).
  45. Макаров В.В., Макарова Г.А. Экспедиции души: психотерапия, духовность. Путевые заметки экспедиций в Индию. — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2012. — 314 с.— (Психотерапевтические технологии под ред. проф. В.В. Макарова).
  46. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 432 с.
  47. Макаров В.В. Психология здоровья. БАДы в психотерапии и профессиональном консультировании. — М.: Беловодье, 2006. — 256 с.
  48. Макаров В.В. Психотерапия Нового Века. — М.: Академический Проект, 2001. — 496 с.
  49. Макаров В.В. (составитель) Всемирная психотерапия. — М.: ОППЛ, 2006. — 436 с.— (Профессиональная серия: По страницам ежемесячного научно-практического журнала «Психотерапия» — в «Библиотеке психологии, психоанализа, психотерапии под редакцией профессора В. В. Макарова»).
  50. Макаров В.В. (составитель) Психотерапия в Российской Федерации: миссия выполнима! — М.: ОППЛ,2006. — 124 с.
  51. МакароваЕ.В.Die Methodologie der polymodalen Psychotherapie. Grundorientierungen, theoretische Hauptkonstrukte und Techniken; AV Akademiker Verlag Saarbruecken Deutschland (Методологияполимодальнойпсихотерапии.Основные направления, главные теоретические конструкты и техники), 2014.—129 с.
  52. Меркурио А. Экзистенциальная антропология и персоналистическая метапсихология /под ред. проф. В.В. Макарова. — М.: Гениус, 2006. — 150 с.
  53. Минделл. Тени города / Пер. с англ. И. Могилевкина, И. Иванченко; под ред. М.Г. Бурняшева, проф. В.В. Макарова. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2014. — 192 с.
  54. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии/под ред. проф. В.В. Макарова. — Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 496 с.
  55. Ольшанский Д.В. Психология террора /под ред. проф. В.В. Макарова. — Екатеринбург: Деловая книга, М.: Академический Проект, ОППЛ, 2002. — 320 с.
  56. Пезешкиян Н. Торговец и попугай / Пер. с нем. Л.П. Галанза. — М.: Академический проект, 2011. — 124 с.— (Психотерапевтические технологии под ред. проф. В.В. Макарова).
  57. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе / под ред. проф. В.В. Макарова. — М.: Академический Проект — ППЛ, 2002, изд. П. — 233 с.
  58. Пономарёва В. Там, на неведомых дорожках. — М.: Академический проект; 2008. — 244 с.— (Психотерапевтические технологии под редакцией проф. В.В. Макарова).
  59. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер с англ.—М.: Издательская группа «Прогресс» «Универс», 1994.—480 с.
  60. Руководство по психотерапии. Рожнов В.Е. (главный редактор) «Медицина», 1974.
  61. Сас Томас. Миф душевной болезни / Пер. с англ. В. Самойлова. — М.: Академический Проект; Альма Матер, 2010. — 421 с.
  62. Семке В.Я. Основы персоналогии / под ред. проф. В.В. Макарова. — М.: «Академический проект», «Профессиональная Психотерапевтическая Лига, 2001.
  63. Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности /под ред. проф. В.В. Макарова. — М.: Академический Проект, 2003. — 304 с.
  64. Уолш Р. Основы духовности / Пер с англ.—Академический проект ОППЛ, 2000.—320 с.
  65. Штифтер К.Ф. Третий аспект удовольствия: Тайна женской эякуляции /под ред. проф. В.В. Макарова. — М.: Профессиональная психотерапевтическая лига. Перевод с нем., 2000.
Ваше имя *
E-mail *
Номер телефона *
Ваш вопрос *
Задать вопрос
Нажимая «Задать вопрос, вы соглашаетесь с условиями Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности.