Первый университет в Новосибирске Профессиональная психотерапевтическая лига Союз психотерапевтов и психологов Всемирный Конгресс

Актуальные вопросы психотерапии в условиях боевых действий

Психотерапия здоровых и военно-полевая психотерапия: актуальные подходы, предложения, обучение специалистов.

Узнайте о развитии и современных подходах к профессиональной психологической помощи защитникам Отечества и гражданам, столкнувшимся с чрезвычайными ситуациями.

На основе научного доклада преподавателя «Первого университета проф. В.В. Макарова», Андрея Борисовича Стрельченко, на Пленарной сессии II Межконтинентального экстерриториального конгресса по психотерапии, 31.10.2024.

Ключевые слова: военно-полевая психотерапия, психотерапия здоровых, психологическое консультирование в ЧС, психологическая помощь в боевых условиях, стрессоустойчивость военнослужащих, реабилитация бойцов, психотерапия в экстремальных ситуациях, посттравматический стресс (ПТСР), боевой стресс, социально-психологическая реадаптация, кризисное консультирование, здравоцентристская парадигма, психологическая поддержка в зоне боевых действий, консультирование семей военнослужащих, помощь гражданам из зоны боевых действий, программы профилактики боевого стресса, обучение психотерапии в ЧС, курсы для психологов, переподготовка специалистов.

Введение

Уважаемые коллеги!

Своим сообщением я хотел бы, по возможности, продолжить дискуссию о роли и месте нашего профессионального сообщества в оказании психологической помощи защитникам Отечества. Несмотря на то, что вот уже более двух лет мы с коллегами занимаемся этой темой, моё представление о том, как максимально эффективно построить эту работу, не только не улучшилось, но даже стало менее четким.

Так как тема моего сообщения непростая, я бы даже сказал, спорная, то позвольте сначала определиться с дефинициями. Это, надеюсь, позволит нам понять, как связаны между собой Психотерапия здоровых и военно-полевая психотерапия. Тем более, что если по поводу первой у части нашего профессионального сообщества уже появились определенные представления, то по поводу второго — «военно-полевой психотерапии», — даже мне — инициатору обсуждения этой темы — не всё ясно.

Что такое психотерапия здоровых?

Итак, начнем, с более простого и уже более привычного: Психотерапия здоровых — это направление в отечественной психотерапии, сформированное на базе авиакосмической психофизиологии и восстановительной медицины.

То есть, из тех разделов прикладных наук о человеке, которые изучали его профессиональную деятельность в экстремальных условиях внешней среды и разрабатывали методы сохранения его профессионального здоровья. Апробация наработанного осуществлялась не только в космосе, но и на земле: в составе ограниченного контингента в Афганистане, в межэтнических столкновениях и других социальных и природных катаклизмах 80-90-х годов. С ноября прошлого года это направление было утверждено в качестве кластера комитетом модальностей Лиги. Ключевым положением Психотерапии здоровых является здравоцентриский подход к оказанию нуждающимся психологической помощи. Как это работает при реабилитации бойцов, мы еще поговорим.

Военно-полевая психотерапия: новый термин и старые вызовы.

Определиться с понятием военно-полевая психотерапия будет гораздо сложнее. Прежде всего потому, что такого понятия, в документах, регламентирующих деятельность медицинской службы Министерства обороны, нет. Понятие это подарил нашему профессиональному сообществу известный гипнолог Геннадий Юрьевич Иванов (кстати, человек сугубо гражданский). Случилось это на одной из субботних конференций Лиги, 29 июня сего года, на которой он выступал с докладом об оказании психологической помощи комбатантам. Так как я по образованию военный врач и больше двадцати лет вместе с психотерапией занимался военной и специальной психофизиологией, этот термин мне сразу понравился. В то же время, понимая всю специфику военно-полевой медицины, сложно ныне с гражданских позиций инициировать введение новой специальной терминологии. Сложно, но, учитывая непростую ситуацию с оказанием психологической помощи участникам боевых действий, надо. Аргументы по этому поводу я приведу в конце своего выступления.

В военной медицине психотерапия жестко рассматривается в качестве субспециальности психиатрии. В то время как сама военная психиатрия, согласно руководящим документам является составной частью военно-полевой терапии.

Вот что об этом говорил один из начальников Главного военно-медицинского управления: ««… военная психиатрия, как составная часть военно-полевой терапии, может совершенствоваться только в теснейшей связи с общим развитием медицинской и военно-медицинской науки»1.

Если придерживаться тренда самодостаточности психотерапии как отдельной специальности, и, тогда, возможного использования термина «военно-полевая психотерапия», нам целесообразно понять, что из себя представляет военно-полевая терапия и какие задачи она решает.

«Определение. Военно-полевая терапия — медицинская дисциплина, изучающая причины и механизмы возникновения, клиническое течение, лечение и профилактику болезненных процессов во внутренних органах, развивающихся от воздействия вооружения и военной техники, и под влиянием особенностей труда и быта военнослужащих; разрабатывает и внедряет в практику усовершенствованные формы оказания помощи больным и раненым на этапах медицинской эвакуации.

Основные задачи:

Содержание большей части определения вполне можно отнести к условному разделу «военно-полевая психотерапия». По объему совпадения видно, что в методологической части военно-полевой терапии и военно-полевой психотерапии есть много общего.

Чтобы окончательно определиться с терминологией, дабы, попытаться разграничить военную психиатрию от военно-полевой психотерапии, целесообразно понять роль и место психотерапии в условиях чрезвычайных ситуаций, вообще, и боевой деятельности, в частности.

В почти тысячестраничном фундаментальном руководстве «Медицинская реабилитация раненых и больных», созданном коллективом авторов из Военно-медицинской академии, разделы, связанные с описанием психических процессов и их восстановлением, занимают пятую часть (при том, что в Руководстве описано состояние всех функциональных систем человека)3. Тем самым, военные врачи признают, что боевая психическая травма является наиболее серьезной проблемой военной медицины. И это общая проблема армий всего мира.

Сравнительный анализ подходов к профилактике боевого стресса.

В полевом руководстве по профилактике боевого стресса армии США зафиксировано: «Степень контролирования боевых стрессовых реакций нашими солдатами часто играет решающую роль в победе или поражении во всей войсковой операции. Сражения и войны выигрываются в большей степени за счет воли к победе, нежели за счет физического устранения всех солдат противника. Неконтролируемый боевой стресс приводит к неверным или даже опасным поступкам, снижает боеспособность и может завершиться катастрофой»4.

Кстати, для решения этой проблемы в армии супостата на период мирного времени в штаты дивизий введены группы психического здоровья в составе психиатра, офицера по социальной работе, клинического психолога и пяти специалистов по психическому здоровью — всего восемь человек.

Вот их основные задачи:

«— консультация командования, помощь в планировании и координации деятельности по вопросам профилактики боевого стресса;

— обеспечение стрессопревентивной поддержки в подразделениях;

— проведение профилактических и лечебно-реабилитационных мероприятий в подразделениях;

— развертывание элементов системы профилактики боевого стресса в передовых районах для оказания поддержки войсковых операций».

Обратите внимание на профилактическую направленность их работы.

Во время ведения боевых действий в передовом районе развертывается отряд по профилактике боевого стресса в составе двух отделений — профилактики и реабилитации, численностью 43 (!) человека.

«Основные задачи Отряда по профилактике боевого стресса во время ведения боевых действий в (два отделения — профилактики и реабилитации, численностью 43 человека).

Отделение профилактики:

— оценка потребности подразделений, консультирование и проведение образовательных программ;

— коррекция посттравматического стресса в объеме медицинской сортировки, оказания неотложной помощи и проведения поведенческой терапии;

— организация мероприятий по восстановлению трудо— и боеспособности в рамках программ профилактики боевого стресса на уровне отделения;

— контроль проведения 1—3-дневных программ восстановления трудо— и боеспособности солдат в системе профилактики боевого стресса в бригаде, дивизии, армии или в районе боевых действий.

Отделение реабилитации:

— оценка потребностей подразделений, консультирование и проведение образовательных программ;

— коррекция посттравматического стресса в объеме медицинской сортировки, оказания неотложной помощи и проведения поведенческой терапии;

— непосредственное проведение программ восстановления трудо— и боеспособности солдат;

— развертывание и обеспечение функционирования психиатрических палат в полевом госпитале»5.

Обратите внимание, что среди решаемых ими задач значится проведение образовательных программ и то, что только одной, да и то, не самой первой, задачей является оказание психиатрической помощи. А так, это, большей частью, психотерапия (куда можно отнести и психокоррекцию). Причем, в «передовом районе» — зоне ведения боевых действий.

Отечественный опыт работы с боевой психической травмой: история, достижения, актуальные вопросы.

Отечественная военная медицина имеет большой опыт работы с боевой психической травмой. Однако, как Афганская война, так и контртеррористическая операция (КТО) на Северном Кавказе показали нашу неготовность оперативно развернуть систему медико-психологического обеспечения армии. Только во второй период КТО было создано войсковое звено психопрофилактической работы и реализована трехэтапная система оказания психолого-психиатрической помощи (первая врачебная, квалифицированная, специализированная помощь).

Были созданы группы психического здоровья в составе врача-психиатра и психофизиолога (два человека), и кабинеты медико-психологической коррекции в госпиталях (в составе психиатра, психофизиолога и психолога — три человека). Непосредственно в воинских частях медико-психологическое обеспечение осуществлялось специалистами этих групп с привлечением психологов частей.

Однако, даже этих мер оказалось достаточно, чтобы в 4 раза (!) снизить число острых стрессовых реакций и пограничных психических расстройств.

Но, обратите внимание на принципы созданной системы:

«Принципы системы медико-психологического обеспечения Российской армии

— приближенность психиатрической помощи к передовым районам;

— проведение прогностической сортировки на всех этапах медицинской эвакуации;

— максимальный возврат в строй легкопораженных и легкобольных из передового района;

— унификация подхода к диагностике, лечению и экспертизе психических расстройств у военнослужащих;

— соблюдение преемственности и последовательности в оказании психиатрической помощи;

— широкое использование мероприятий реабилитационной помощи, начиная с передовых районов»6.

Честное слово, не хочется выступать в роли лесковского Левши, но приходится: вы не увидите там ни слова о профилактике7.

Вместе с тем, в уже упоминавшемся Руководстве указывается на важность психопрофилактический работы с бойцами.

Военная медицина рассматривает нарушение здоровья субъекта с позиции теории адаптации89. Один из авторов Руководства А.Г. Маклаков предложил концепцию личностного адаптационного потенциала, в которой последний выступает в качестве интегрального свойства личности, определяющего её способность к социально-психологической адаптации. Его сущностная характеристика близка к концепции Адаптивного интеллекта Общей теории психотерапии10. Автор считает, что при деятельности в экстремальных условиях целесообразны мероприятия по поддержанию этого свойства, что является важной составляющей первичной профилактики боевого стресса11.

Преимущество отдается обучению личного состава методам психической саморегуляции (ПСР). Следует отметить, что психопрофилактические мероприятия в армии стремятся организовать по времени максимально близко к началу предстоящих боевых действий, мотивируя «ограниченностью времени последействия «коррекционных упражнений»12. Из этого можно сделать вывод об отсутствии какой-либо системной работе по повышению психологической устойчивости военнослужащих. И по мнению военных психиатров: «В условиях боевых действий экспресс-коррекционные мероприятия могут проводиться лишь самостоятельно (в основном различные варианты ПСР) в паузах между боевыми эпизодами)»13.

Попутно, хотел бы заметить, что наш афганский опыт медико-психологического сопровождения летчиков армейской авиации, проводимый под руководством академика В.А. Пономаренко при непосредственном участии профессоров Л.П. Гримака и В.М. Звоникова, предполагал заблаговременное (за 1-2 месяца до направления в зону боевых действий) обучение летного состава приемам психической саморегуляции и периодические занятия с ними уже непосредственно в период их боевой работы. Эта система позволила значительно улучшить адаптационные возможности воинов и сохранить их боеспособность14.

О важности профилактики для предотвращения развития клинически оформленного пост-травматического стрессового расстройства.

В современной доктрине медико-психологического обеспечения боевых действий основной акцент медико-психологического сопровождения сделан на работу последующих этапах эвакуации — госпитальном, амбулаторно-поликлиническом и санаторном:

«Комплекс медико-психологических реабилитационных мероприятий, применяемых на последующих этапах эвакуации (госпитальном, амбулаторно-поликлиническом и санаторном):

1. Социально-психологические (социальная реабилитация, поведенческий тренинг — отработка рациональных моделей поведения военнослужащих, работа с их семьями и подготовка коллектива-реципиента, куда попадают служить лица, перенесшие экстремальные ситуации, с отработкой приемов и способов, облегчающих восстановление утраченных функций или ослабленных профессионально важных качеств и др.).

2. Психологические (обучение техникам психологической саморегуляции, аутотренинга; различные виды психотерапии, психосинтеза, экспозиционного и когнитивного реструктурирования и др.).

3. Психофизиологические (тренажерные и компьютерные методики, моделирующие профессиональную деятельность; различные технологии, основанные на принципе обратной биологической связи; техники восстановления утраченных психофизиологических качеств и др.).

4. Физиологические (физическая подготовка, специальные тренинги и упражнения; использование термо— и баротерапии, различных видов массажа, водных процедур и др.)»15.

Прекрасный комплекс, но это уже относится к военнослужащим, имеющим клинически очерченные психические расстройства.

Обратимся к статистике, какой бы лукавой она не была, особенно в неразберихе войн. Считается, что острые стрессовые реакции могут возникать в боевых условиях примерно у 15—25 % личного состава. Из них только примерно у 30% бойцов с острыми стрессовыми реакциями происходит субкомпенсация, часто не требующая их эвакуации из зоны ведения боевых действий. У остальных 65% они вполне скомпенсированы. Нозологические черты психических расстройств возникают только у 2-3%16.

Таким образом, потребность в как таковой военно-полевой психотерапия существует и она может иметь более широкое представительство в войсках, чем военная психиатрия, так как предполагает работу не только с клинически оформленными проявлениями травматического стресса, но и с его профилактикой, и предболезненными состояниями адаптационного характера. В то же время, непосредственно в зоне ведения боевых действий, если таковая и существует, то с явным дефицитом необходимых сил и средств.

Вариант организации психологической помощи в боевых условиях.

Представление о реальном содержании военно-полевой психотерапии даёт исследование Р.Н. Митянина и А.В. Кокурина, предложивших свой вариант организации психологической помощи в боевых условиях.

«Вариант организации психологической помощи в боевых условиях (по Р.Н. Митянину и А.В. Кокурину):

• проактивный подход (предполагающий как можно более раннее начала психопрофилактических мероприятий);

• реализацию концепция эшелонированной организации психологической помощи (по А.Г. Караяни);

• внедрение в боевую подготовку военнослужащих программы психологической подготовки для обучения само — и взаимо-экспресс-психотерапии;

• создание боевого психологического актива из числа командного состава и наиболее авторитетных и психологически устойчивых военнослужащих для работы в условиях отсутствия военного психолога»17.

На мой взгляд, этот как то, что должно пониматься под военно-полевой психотерапией. Впрочем, говоря об этом, следует иметь в виду оказание психолого-психотерапевтической помощи военнослужащим, ответственность за здоровье и жизнь которых несет Министерство обороны. Поэтому мы можем только наблюдать и давать какие-то комментарии, если у наших военных коллег в них будет необходимость.

Психотерапия в военное время: для кого она предназначена?

Внимание нашего профессионального сообщества должно быть сосредоточено на гражданах, получивших военную травму, нуждающихся в психолого-психотерапевтической помощи, но не имеющих возможность её получить от наших военных коллег.

После увольнения из Вооруженных сил далеко не все участники боевых действий с последствиями травматического стресса имеют возможность получать необходимую помощь ведомственной медицины. В то время, как социальные последствия запущенного боевого стресса могут сказаться не только на здоровье людей, защитивших Отечество, но для всего общества, в целом.

Кроме ветеранов боевых действий такому же психотравматическому воздействию нынче подвергаются мирные граждане, включая женщин и детей. Причем, для этой категории последствия такого стрессового воздействия являются более катастрофическими, чем для бойцов.

В таком случае, всё, что определяется как военно-полевая психотерапия, должно распространяться и на них?

Но надо понимать, что это невозможно, хотя бы, исходя из принципа целесообразности.

В этой связи, оставляя за нашими военными коллегами право определять необходимость употребления или игнорирования понятия «военно-полевая психотерапия», предлагается в нашу профессиональную деятельность ввести понятие «Психотерапия/психологическое консультирование военного времени» — направление в психотерапии/психологическом консультировании, связанное с повышением стрессустойчивости граждан в военное время и оказанием психолого-психотерапевтической помощи лицам, получившим травматический стресс, связанный с боевыми действиями.

Перечень групп лиц, подпадающих под эту категорию:

• ветераны боевых действий (включая раненых, больных и побывавших в плену);

• граждане, проживающие вблизи зон боевого соприкосновения (включая освобожденные территории и приграничные территории РФ);

• граждане, эвакуированные из зоны боевых действий (включая освобожденные территории и приграничные территории РФ);

• родственники военнослужащих, принимающих участие в боевых действиях;

• граждане, потерявшие своих родных в ходе боевых действий;

• граждане, непосредственно не связанные с СВО и другими ЧС, но нуждающиеся в медико-психологической помощи;

• жертвы ЧС (включая, террористические акты и пр.) и их близкие;

• специалисты социальной, образовательной, медицинской, психологической и других профессиональных сфер, обеспечивающих вышеуказанные категории граждан;

• дети — и это особая группа (!).

Этот перечень категорий граждан, нуждающихся в программах Психотерапии/психологического консультирования военного времени нами намеренно сужен: в него не попали военнослужащие и ветераны, которым соответствующее медико-психологическое обеспечение должна предоставлять ведомственная медицина.

Задачи, стоящие перед Психотерапией/психологическим консультированием военного времени.

Задачи, стоящие перед Психотерапией/психологическим консультированием военного времени, могут быть следующие:

Большая часть этих задач уже решается. Однако эта работа не носит системный характер, осуществляется, в основном, за счет возможностей общественных объединений на местах и испытывает острый дефицит квалифицированных кадров.

Беря на себя ответственность исключительно в рамках своей компетенции, мы можем сконцентрировать свое внимание, помимо, разумеется, практической профессиональной деятельности, на подготовке квалифицированных кадров.

Принципы Психотерапии здоровых в обучении специалистов.

На наш взгляд, процесс обучения на курсах Первого университета должен включать в себя принципы Психотерапии здоровых:

• опора на здравоцентристскую парадигму в отношении к человеку, обратившемуся за помощью;

• холистический (целостный) подход в восприятии клиента/пациента — в неразрывном единстве физических, психических, социальных и духовных аспектов его личности;

• личная ответственность клиента/пациента за то, что с ним происходит, включая собственное здоровье;

• формирование у человека мировоззрения воинствующего оптимиста.

О том, в каком аспекте работают все эти принципы в Психотерапии военного времени за неимением последнего говорить не буду. Остановлюсь на том, как работает «здравоцентриский» принцип в процессе реадаптации ветеранов.

Академик А.Г. Караяни по переживаемым психологическим последствиям выделяет три группы участников боевых действий.

Первая группа — группа посттравматического роста. Вторая группа — временно переживающие сложный кризис психологического возвращения к мирной жизни. Третья группа — страдающие посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Примерное количественное процентное соотношение в группах: 20:60:20 (классическая кривая нормального распределения).

У всех ветеранов, независимо от их принадлежности к той или иной группе, имеются общие потребностей, обозначенные автором «комплексом «Четырех П»»:

• Потребность быть Понятым — Зачем воевал? (Мотивы участия).

• Потребность быть Признанным — Как воевал? (Как участник социально важного события, лично честно выполнивший свой долг).

• Потребность быть Принятым — Кем вернулся? (В качестве признанного и авторитетного социального субъекта — воина Отечества, ветерана войны).

• Потребность быть Поддержанным — Как относится общество? (Как ценность, как приоритетный объект социальной заботы, медицинской и психологической помощи).

Если эти потребности своевременно удовлетворяются, ветеран чувствует себя в социальном окружении достаточно комфортно, безопасно. Если нет, то общество представляется ему чужим, не понимающим, и, иногда, даже враждебным18. И это тогда становится фактором вторичной травматизации с плавным увеличением численности людей в группах с более выраженными проблемами с адаптацией к мирной жизни.

Напомню, что здравоцентриский принцип в Психотерапии здоровых предполагает выстраивание психотерапевтических отношений как со здоровыми людьми, так и с имеющими нарушения здоровья, независимо от имеющихся у них диагнозов и состояний, на партнерской основе. Практика работы с ветеранами показывает, что выстраивание контакта с ними возможна только на такой основе.

Подробнее о принципах оказания помощи на основе здравоцентристского подхода.

Психика человека, побывавшего на войне, особенно чутко воспринимает любую неискренность, фальшь. И поэтому тоже, специалист, оказывающий ветерану психологическую помощь, внутри себя должен иметь абсолютно незыблемую метапозицию «Я чувствую твое здоровье! Я чувствую твою силу!».

Такая метапозиция специалиста с первых мгновений психотерапевтического процесса дает его пациенту возможность сформировать первичное ресурсное состояние, способствующее в дальнейшем успешному прохождению всех этапов адаптации.

Во-вторых, психотерапевтическое взаимодействие, основанное на здравоцентриском подходе, нацелено на поиск и нахождение у пациента психофизических ресурсов, помогающих ему преодолеть трудные состояния, перечень которых может быть очень широк, начиная от болевого синдрома и психосоматического заболевания, заканчивая выстраивания оптимальных отношений в социуме.

В-третьих, формирование у пациента устойчивого навыка поддержания оптимального функционального состояния с помощью приемов и методов психической саморегуляции.

В-четвертых, формирование у пациента мировоззрения «воинствующего оптимиста» — умение находить, фиксировать и использовать в качестве ресурсов позитивно-конструктивные моменты (события, состояния) своего текущего настоящего с ориентацией на светлое будущее.

Подробнее обо всём этом можно узнать из нашей новой книги «Основы Психотерапии здоровых».

Заключение

Завершая свое выступление, хочу резюмировать:

— следует пожелать, чтобы военно-полевая психотерапия была достойно представлена в системе медико-психологического обеспечения наших Вооруженных сил;

— возможности нашего профессионального сообщества позволяют обеспечить Психотерапию/психологическое консультирование военного времени как востребованного в нынешних условиях направления Социальной психотерапии;

— Психотерапия здоровых как кластер модальностей психотерапии и психологического консультирования является важным элементом в оказании психологической помощи нашим нуждающимся согражданам.

Спасибо за внимание!

Автор: Андрей Борисович Стрельченко.

Врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ), официальный тренер ОППЛ, преподаватель «Первого университета проф. В.В. Макарова».

Узнайте больше о программе обучения

«Психологическое консультирование в чрезвычайных и кризисных ситуациях» firstpsyuniver.getcourse.ru

_____________________________

2 Военно-полевая терапия: национальное руководство / под ред. проф. И.Ю. Быкова, проф. А.Л. Ракова, проф. А.Е. Сосюкина. — М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2007. — 418 с

3 Медицинская реабилитация раненых и больных / Под. ред. Ю.Н. Шанина. — СПб.: Специальная литература, 1997. — 960 с.

4 Цитата по «Психиатрия войн и катастроф: учебное пособие / Под ред. В.К. Шамрей. — СПб.: СпецЛит, 2015. — 433 с.

5 Цитата по «Психиатрия войн и катастроф: учебное пособие / Под ред. В.К. Шамрей. — СПб.: СпецЛит, 2015. — 433 с.

6 Психиатрия войн и катастроф: учебное пособие / Под ред. В.К. Шамрей. — СПб.: СпецЛит, 2015. — 433 с.

7 Там же.

8 Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М: Медицина, 1956. — 254 с.

9 Медведев В.И. Учение об адаптации и его значение для военной медицины. — Л.: ВМедА, 1983. — 24 с.

10 Катков А.Л. Общая теория психотерапии: Том 1.: Издательские решения, 2022. — 650 с.

11 Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. дисс. … докт. психол. наук. — СПб.: ЛГУ, 1996. — 37 с.

12 Психиатрия войн и катастроф: учебное пособие / Под ред. В.К. Шамрей. — СПб.: СпецЛит, 2015. — С. 271.

13 Там же. С. 271.

14 Стрельченко А.Б. Боевой стресс. Нейропсихологические механизмы психологической устойчивости и принципы её повышения. — Москва: ЛитРес, 2023. — 366 с.

15 Психиатрия войн и катастроф: учебное пособие / Под ред. В.К. Шамрей. — СПб.: СпецЛит, 2015. — С. 271.

16 Медицинская реабилитация раненых и больных / Под. ред. Ю.Н. Шанина. — СПб.: Специальная литература, 1997. — с. 226.

17 Митянин Р.Н., Кокурин А.В. Организация психологической помощи военнослужащим в условиях длительного пребывания в зоне активных боевых действий // Российский военно-психологический журнал. 2023. №1(1). С. 96—107.

18 Караяни А.Г. О социально-психологической реадаптации участников боевых действий / Психологическая газета, 07.07.23.: https://psy.su/feed/11429/ (дата обращения 01.10.24.)

Ваше имя *
E-mail *
Номер телефона *
Ваш вопрос *
Задать вопрос
Нажимая «Задать вопрос, вы соглашаетесь с условиями Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности.